Главная >> Эзотерика >> Ислам >> Слово: священный Коран

Слово: священный Коран

Коран – священная книга мусульман. Это божественное слово, которое архангел Гавриил передавал Пророку ислама в течение двадцати трех лет.

Священный Коран – устное прорицание.

Оно как вечно сущее слово Божье по частям воспринято на слух пророком Мухаммадом – Бог да благословит и хранит его. Он передал его, устно и непосредственно, своим спутникам и своим недругам во время своего апостольства, и оно было записано при его жизни добровольными писцами, на чем придется (на лопаточной кости, на пергаменте, на деревянных таблицах, на глиняных черепках). Среди этих писцов должен быть особо отмечен Зайд ибн Сабит, который в дальнейшем сыграл главную роль при сверке и окончательном утверждении Священного текста Корана.

Традиция и исследование по сверке текста священного Корана согласуются в вопросе о порядке стихов в сурах откровения.

Напомним только, что при жизни Пророка большинство его спутников (Сахаба) знали наизусть толкование священного текста Корана целиком. После его смерти много носителей священного Корана в памяти (Хамалат-аль-Кур’ан) было убито в ряде военных походов. По велению его непосредственного преемника, халифа Абу Бакра, с начала его халифата (11-й год Хиджры / 632 г.) эти походы велись против мятежных бедуинов, против отступников и лжепророков, особенно против самого опасного из этих последних, Мусайлимы по прозвищу Аль-Кадаб (самозванец), которому помогал перебежчик по имени Нахарар-Раджжал и могущественное племя Бану Ханифа, прочно засевшее в крепостях Йамамы.

Назрела необходимость как можно скорее записать книгу священного Корана. Первый, кто озаботился этим положением и будущим толкованием священного текста Корана, был Умар ибн-аль-Хаттаб; о своих опасениях он сообщил Абу Бакру. Тот сначала отказался предпринимать труд, о котором сам Пророк не помышлял. Однако Умар продолжал настаивать и наконец, сумел убедить халифа в пользе такой работы и рассеять его сомнения. К участию в этом они привлекли лучшего писца Пророка, Зайда Ибну Сабита, и составили первый корпус исламской Вульгаты, в виде собрания листов, составляющего том (мусхаф), где содержатся стихи священной книги Коран, изустно переданные не менее чем двумя сказителями, известными и почитаемыми за чистоту своего ума и благочестие. Зайд Ибн Сабит сам знал толкование Корана наизусть, но Абу Бакр посоветовал ему не полагаться только на собственную память, и он проделал совершенно самостоятельную работу, принимая только те аяты, подлинность которых бесспорна.

Абу Бакр в течение своего халифата сохранял этот прототип священной книги мусульман Коран. После смерти халифа его преемник Умар, ничего не меняя, доверил прототип Хафсе, своей дочери и вдове Пророка. Поскольку по разным исламским странам ходило множество священных текстов книги мусульман Коран, не выверенных и зачастую изобилующих неточностями, третий халиф, Усман ибн-‘Аффан, счел необходимым как можно скорее положить конец этой анархии, которая могла навсегда скомпрометировать подлинность священного Писания мусульман, чистоту и единство учения и расколоть ислам. Он получил от Хафсы экземпляр, утвержденный при Абу Бакре, и в качестве основного документа передал его совету экспертов, которым поручил продолжить сверку Текста Корана священного писания ислама.

Совет был очень немногочислен: в него входили Зайд ибн-Сабит, Абдалла ибн-Зубайр, Са’д ибн-аль-‘Ас и Абд-ар-Рахман ибн-аль-Харис. Совет отнесся к своей задаче ответственно и обратился за, своего рода, всеобщей консультацией ко всем мусульманам – хранителям пророческого откровения (хуффад). Призыв был услышан, и люди не замедлили проявить готовность. Материалы, которые совет сумел собрать, таким образом, прошли самую строгую внешнюю критику. Чтобы принять данный стих и предпочесть одно чтение другому, требовались согласованные свидетельства для обеспечения подлинности, а формальный критерий был задан наперед – наречию курайш, языку Пророка Мухаммада, отдавалось предпочтение перед другими арабскими наречиями. По этой методике совет должен был дополнить, выверить и окончательно доделать корпус Абу Бакра и ‘Умара, а потом приступить к упорядочению сур и аятов священной книги Коран. Именно при этих условиях совет сумел создать единый и окончательный корпус текстов, известный под названием Мусхаф ‘Усман (корпус ‘Усман»), стал официальной Вульгатой Ислама, включая суннитский и шиитский ислам.

Этот корпус переписали в нескольких экземплярах и разослали их в разные провинции мусульманской империи. Версии священной книги мусульман Коран, неполные или плохо выверенные, стали заведомо считаться малоценными, их объявили недействительными и уничтожили.

Несколькими годами позже один из преданных защитников умайядской династии в начальный период, Аль-Хаджжадж ибн-Йусуф аль-Таквфи, задумал улучшить вид корпуса Усмана – еще тверже установить смысловой текст Корана и свести варианты к минимуму.

Эти варианты названы кира ‘am – термин буквально означает «чтения». Их техническая ценность очевидна; речь идет не о манере читать священный Коран, а о тех различиях в морфологии, синтаксисе, числе и порядке сур, которые наблюдаются в первоначальном кораническом корпусе.

Каждая сура (букв, «часть стены, ступень, этап») образует самостоятельный фрагмент корана всего сур сто четырнадцать.

Эти сто четырнадцать сур (глав) Корана, согласно установившимся правилам, учитывая необходимость заучивать Священный текст книги наизусть, учитывая богослужебные нужды, подразделяются на семь стояний (манзал, мн. ч. маназил) и тридцать разделов (Джуз, мн. ч. ‘аджза). Каждая сура священного Корана включает параграфы или четверти (рубу), в рукописях и изданиях обозначенные на полях. Весь текст освященного Корана в целом также подразделяется на шестьдесят секций (Хизб, мн. ч. ‘Ахзаб) по тем же причинам.

Всего в книге сто четырнадцать сур священного Корана одни были явлены в Мекке, другие в Медине, некоторые – при переезде Пророка Мухаммада или в походе. Не всегда саяты внутри каждой суры вдохновлены в одном и том же месте и в одно и то же время. Некоторые аяты, явленные в Мекке, были перемещены и включены в какую-либо суру, явленную в Медине, и, наоборот, по многочисленным вариантам речений Пророка.

Мусульманские специалисты по изучению священного Корана тщательнейшим образом исследовали священный текст с точки зрения формы. Самый знаменитый из них в этом отношении – разносторонний ученый, египтянин Аль-Асьюти, более известный под именем Джалалад-Дин.


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *