Главная >> Эзотерика >> Ислам >> Термин закят налог мусульманина

Термин закят налог мусульманина

В своей книге «Современный трактат по исламскому богословию» (Hamza Boubakeur. Traite moderne de theologie islamique, Maisonneuve et Larose, 1985) Хамза Бубакер (да будет Аллах милостив к нему!) указывает: это означает предписанное Богом обязательство, и нелегко удовлетворительно выразить это понятие по-французски одним термином, потому что его смысл видоизменялся в ходе его установления. Этимологически слово «закят» означает очищение, прирост, а в широком смысл – милостыню, общественную и религиозную повинность, взнос путем отчисления процента от имущества.

На самом деле это исламский налог, которым облагается имущество, эвфемистически называемый «приростом» богатства, ибо посредством этих отчислений, в пользу нуждающихся, производится очищение. Это не подаяние и не церковная десятина, это отчисление, совершаемое по моральным причинам. Отчисление, которое, в конце концов, узаконено.

В свете Корана, Предания и юридического права мусульманского налога представляется одновременно актом милосердия и социальным налогом в исламе, благотворительным действием и долгом солидарности.

Общеизвестно, что это ежегодный налог на имущество мусульманина, исчисляемый прогрессивно, пропорционально характеру и объему облагаемого имущества, его устойчивости и годовому доходу.

Термин закят – налог мусульманина встречается в Коране тридцать семь раз

Ппочти всегда рядом со словом «молитва». Такое совпадение привело некоторых законников к мысли о связи между этими двумя обязательствами, они даже пришли к выводу, что молитва действенна, только если сопровождается актом благотворительности, и в этом мы с ними согласны. Следовательно, мусульманский налог занимает первостепенное место в религиозной жизни. Нужно ли напоминать в связи с этим, что обязательства ислама в Традиции и праве классифицируются по степени важности: исповедание веры (шахада), молитва (салат) и благотворительность (закят) – это безусловные обязательства. Пост в течение месяца рамадан (сийам) и паломничество в храм Ка’аба (хадж) обязательны только для тех, кто в состоянии их исполнять.

На мусульманское государство (или на представительное мусульманское учреждение) изначально возлагались обязанности контроля над этим налогом в исламе, его сбора и распределения между теми, кто имеет на это право в данной местности: между неимущими, обездоленными, вдовами и сиротами без средств и поддержки, бойцами, безденежными странниками, доведенными до разорения или долговой тюрьмы должниками, общественно полезными учреждениями. На него могут иметь право и не мусульмане, которые никогда не выказывали враждебности к исламу. Сборщикам мусульманского налога выплачивается жалованье из центральной кассы закят, которая вскоре стала общественным учреждением – Байт альма-Ль («Общественная казна»).

Что такое закят

Современная экономика коренным образом изменила понятие облагаемого налогом имущества в исламе: теперь это не только земля и скот, но прежде всего промышленные, торговые мощности и ценные бумаги. Поэтому правоверному не обязательно знать в подробностях все формы налогообложения или разбираться в частных случаях исламских налогов.

Посмотрим на этот вопрос проще, рискуя вызвать возражения, которые теоретически будут вполне оправданы, но практически ими в данном случае можно пренебречь.

Закят налагается на достояние всех мусульман, мужчин и женщин, любого возраста, даже душевнобольных и малолетних. Долговые обязательства, однако, свободны от него. Он взимается в пору сбора урожая или окота и должен быть выплачен натурой или деньгами, согласно расценкам, непосредственно правомочным вышестоящим лицам.

Такса мусульманского налога, натуральная или денежная, затят составляет 2,5 процентов.

Закят выплачивается, когда имущество, по размеру или стоимости, превышает:

–          пять верблюдов,

–          тридцать голов крупного рогатого скота,

–          сорок овец,

–          пять мер зерна, или фиников, или равноценного продукта.

Для каждого вида облагаемого исламским налогом имущества  можно легко установить таксу и сумму в местной валюте.

Наряду с общим податным налогом в исламе которым облагается имущество, существует мусульманский налог на физические лица.

Он должен выплачиваться ежегодно в конце рамадана. Он также называется «закат окончания поста рамадана» (закат аль-Фитр, или просто фитра). Но если налог в исламском мире на имущество исходит из Корана, то закат аль-Фитр основывается на традиции. Всякий мусульманин, совершеннолетний или несовершеннолетний, свободный или несвободный, мужчина или женщина, должен выплачивать его. Pater familias (глава семейства) должен выплачивать закат аль-Фитр за всех членов своей семьи, у которых нет собственного имущества, – за родственников, малолетнее потомство, за всех лиц, молодых или пожилых, которые живут под его крышей и на его попечении или служат ему.

Мусульманский налог на физические лица, закят аль-Фитр, единообразен.

Этот налог в исламе рекомендуется выплачивать либо вечером последнего дня рамадана, либо на заре в день прекращения поста, перед мусульманской молитвой.

Хотя и позволяется выплачивать его в последние три дня месяца рамадан, но достойно порицания задерживать платеж, если ничто не препятствует уплатить его в положенное время (утром 1-го числа месяца шаввал).

Исламкий налог закят на физические лица ни в коем случае не должен находиться в ведении государства.

Он распределяется, целиком или частями, по усмотрению и выбору самих  правоверных,   которые   при  выплате  должны принимать в расчет следующую очередность: на неимущих родственников (исключая родителей и малолетних детей, живущих с отцом под одной крышей); на сирот и вдов, не имеющих поддержки; на инвалидов; на бедняков; на религиозные установления. Позволяется разделить налог между несколькими получателями, но можно и отдать его целиком одному человеку. Незачем подчеркивать социальную сторону этого налога, а в духовном плане, он стал означать очищение и искупление неблаговидных поступков, которые человек мог совершить за год, особенно тех, которые являются нарушением религиозных предписаний: несоблюдение религиозных обязанностей, провинности по отношению к ближнему, явные грехи, непристойные действия и т. д. Именно в этом смысле Коран учит:

– «Взимай из их достояния милостыню, чтобы очистить их и сделать незапятнанными»,

а Пророк Мухаммед говорил иносказательно:

– «Заслуга поста рамадана пребывает подвешенной между небом и землей, пока Закат не облегчит ей вознесение».


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *