Главная >> Эзотерика >> Духовные практики >> Санкхья или число

Санкхья или число

Поскольку эта система мышления – важнейший вклад Индии в мировую философию, мы остановимся на ней несколько подробнее. Ее создание приписывают мудрецу Капиле, но наметки санкхья содержатся уже в «Шветашватара-упанишаде». Ее основополагающий текст, «Санкхья-карика», составлен Ишвара-кришной, учеником Капилы. Санкхъя исходит из принципа, что реальность существует лишь в той мере, в какой происходит взаимодействие между субъектом-наблюдателем и объектом познания. Мир есть результат взаимодействия между бесконечностью духа (пуруша) и всеми возможностями природы, или познаваемой Вселенной (пракрити). Союз пуруши и пракрити порождает феноменальный мир. Таким образом, речь идет о системе, в основе своей дуалистической. Впервые в истории человеческой мысли была выявлена полная свобода человеческого духа и вера в его собственные силы. Название системы («число») объясняют возможностью перечислить начала Вселенной, хотя в попытке добиться этого санкхъя сходится со всеми прочими индийскими философскими системами. Скорее своим именем санкхъя обязана поименованным в «Санкхья-карике» двадцати пяти началам. Дуализм санкхъя основан на применении принципа причинности, а ее основной тезис гласит, что следствие наличествует уже в самой причине. В пользу этого выдвигаются следующие доводы:

  • •         То, чего нет, не может действовать. То, чего не существует, не может быть сделано существующим.
  • •         Предмет не отличается от материи, из которой состоит.
  • •         Предмет уже существует в виде материи, и отрицать это – значит утверждать, что все может стать всем.
  • •         Причинная сила принадлежит тому, кто имеет над ней власть.
  • •         Следствие имеет ту же природу, что и причина.
  • Одежда не отличается от нитей, из которых соткана.

Итак, эволюция есть проявление латентных, или скрытых, возможностей. Санкхъя проводит различие между двумя видами причин: т.н. «воплощающими» и материальными. Например, чтобы получить растительное масло, нужно выжать (воплощающая причина)оливки (материальная причина). Без воплощающей причины ничто латентное не может проявиться.

Санкхъя считает, что высшая материальная причина именуется пракрити, поскольку:

  • •         Индивидуальное, ограничено в размере. Оно, таким образом, зависит от чего-то, внутри чего является латентным. Законченное, не могло бы стать первопричиной Вселенной.
  • •         Все вещи имеют общие характеристики, что предполагает общий источник.
  • •         Должна существовать высшая первопричина, рекурсивно являющаяся источником латентности всех вещей.
  • •         Поскольку мы можем отличать следствие от причины, ограниченный мир не может быть собственной причиной.
  • •         Явное единство Вселенной указывает на единую причину.

Своим развитием пракрити обязано действию трех созидающих сил, называемых гунами («качествами»). Они являются одним из основополагающих понятий индуистской мысли. Все три необходимы для создания и поддержания Вселенной. Их пропорциональное распределение и равновесие различны в зависимости от каждого предмета. Первая, называемая саттвой (от sat, «сущий»), есть потенциальное сознание, стремление к совершенству, приносящее счастье, духовное возвышение, мир и доброту. Вторая гуна, раджас (от rajas, «пыль» или то, что «кружится» в луче света), есть источник всякой деятельности, потребность в постоянном перемещении без раздумий, динамизм и движение. Наконец, третья гуна, тамас (от tamas, «тьма»), есть инерция, тяжесть и апатия, вызывающие неведение. Три гуны полностью никогда не разделены, они связаны между собой «как пламя, фитиль и масло в светильнике». С космологической точки зрения их можно понимать как центростремительную силу (cammed), центробежную силу, ведущую к распаду (тамас), и следование по орбите, источник движения и диверсификации, создающих равновесие между саттвой и тамасом.

Решить проблемы, мне помог Денежный амулет, который заколдован так, чтобы постоянно привлекать к ВАМ, удачу и деньги. Внимание: настоящий Талисман Удачи должен изготавливаться и настраивается строго индивидуально, я заказывала его именно здесь!

Всякий космический феномен доступен наблюдению (и, следовательно, существует) только благодаря своей преобразующей деятельности, особенно в отсутствие состояний перехода материи, где нет более времени. Иначе говоря, время не существует независимо от материи. Этот вывод удивительно близок некоторым современным квантовым теориям, стремящимся доказать, что времени не существует. Все живые существа обладают основой самосознания , называемой душой. Все души в принципе одинаковы, различия объясняются только неодинаковыми степенями помрачения их материальных «хозяев». Эти души не могут быть идентичными принципу, который заставляет появляться физическое: он отличен и зовется пурушей. Существование его устанавливается следующим образом:

  • •         Его невозможно отождествить со стихиями, поскольку он не содержится отдельно в каждой стихии.
  • •         Он отличается от органов чувств, поскольку те сутьпросто инструменты познания, а не знание как таковое.
  • •         Чувства вызывают изменения в интеллекте(буддхи), но последний, остается отличным от пуруши,поскольку исчезает в состоянии глубокого сна.
  • •         Наконец, пуруша существует без причины и следствия. Он есть свет, который позволяет нам в первую очередь понять, что существует такая вещь, как пракрити.

Хотя сознание действует через посредство физического тела, его невозможно объяснить только через физическое. Чувства, интеллект, эго суть просто инструменты на службе пуруши. Соответственно элементы пары пуруша – пракрити не могут существовать по отдельности. Они взаимно дополняют друг друга, как слепой и паралитик. Санкхъя учит, что существование души бесконечно, и она не сотворена. Сансара, или цикл существований, вызывается неспособностью различать пурушу и пракрити.

Санкхъя, в явном виде, не занимается теологией.

Она лишь хочет интерпретировать макрокосм. Если она не отрицает божественного, ей тем более нет необходимости его демонстрировать. В крайнем случае, боги сами рассматриваются как часть системы. Санкхъя ставили в вину ее неспособность объяснить гармонию взаимодействия между пурушей и пракрити, иначе говоря, изначально присущую системе телеологию. Это побудило ее поздних толкователей внести в систему теистские гипотезы.


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *