Главная >> Истории из жизни >> Реальные истории >> Противоречивый творческий путь

Противоречивый творческий путь

Фовизм объединял весьма разных художников, и потому существование этой группы было очень кратковременным. К ней примыкал вначале Альбер Марке (1875-1947), в чьем творчестве так органично слились элементы фовизма с очень по-своему претворенной традицией импрессионизма. У Марке такое же, как и у импрессионистов, пристрастие к городскому пейзажу, особенно пейзажу Парижа. Он близок к импрессионистам своей зоркой наблюдательностью, тонким умением с безошибочной точностью передать меняющееся освещение, туманную пелену дождя («Дождливый день в Париже») или резкую озаренность солнечного дня («Вид Лувра»), схватить одним ударом кисти движение мелькнувшего прохожего, силуэт катящегося экипажа, качание лодки на волнах залива («В Неаполе»).

Но в годы работы с фовистами Марке выработал живописные приемы, весьма отличные от мелкой дробности импрессионистической техники. Он пишет скупо, лаконично; обобщенные плоскости однотонного цвета определяют   четкое   композиционное   настроение.

Совсем по-другому преломил традицию импрессионизма Пьер Боннар (1867-1947).

Он тоже любит запечатлевать различные часы жизни Парижа. В картине «Париж вечером» сиреневые сумерки обволакивают оживленные улицы; скользящие фигуры окружены вибрирующим воздухом, смягчающим очертания. Невнятно намечены лица, притушенными красочными пятнами выделены отдельные предметы. Но композиция Боннара- это не строгая фиксация увиденного, как у импрессионистов, а своеобразная поэтическая импровизация на тему увиденного. Он прибегает к произвольным перспективным сокращениям, вытягивает планы в ширину, претворяя уличную сцену в декоративный красочный барельеф. Характерно, что Боннар умеет очень органично включать фантастические мотивы в свои произведения, как например, в картине «Начало весны», где маленькие фавны так непринужденно себя чувствуют в светлой свежести весеннего воздуха среди полей   французской   деревни.

Заметной  фигурой  среди  художников  начала  XX века был Андре Дерен (1880-1945).

Он блестяще дебютировал вместе с фовистами, но, будучи непоследовательным, разноречивым, подпал под различные влияния, и так и не смог занять ведущего положения. В «Портрете девушки» Дерен, словно нарочно, объединяет совсем разные живописные приемы. Фон портрета дан совершенно гладкой голубой плоскостью. Между тем, лицо и фигурка промоделированы очень рельефно тонко разработанными тенями. И, хотя этот портрет не лишен психологической выразительности, такой разнобой в средствах изображения лишает произведение художественной цельности.

Один из крупнейших художников XX века Пабло Пикассо (род. 1881)

Представлен в Эрмитаже только ранним периодом творчества. Основное, что интересовало Пикассо в молодые годы – это изображение переживаний людей, раскрытие их внутреннего мира. И одна тема красной нитью проходит сквозь все его произведения этих лет – тема одиночества. Она звучит и в образе «Любительницы абсента» – одинокой женщины, сурово замкнувшейся в своем горьком озлоблении, и в фигурке «Мальчика с собакой», маленького нищего, такого трогательного в своей хрупкой беззащитности. Художник проникновенного зоркого глаза, поразительной наблюдательности, Пикассо иногда как бы не верит внешней видимости вещей, хочет проникнуть сквозь их обманчивую оболочку. Уже в эти годы он прибегает к некоторым деформациям: тщедушное тельце мальчика слишком мало по сравнению с исхудалым лицом, но именно этим достигается впечатление слабости и беспомощности; огромная кисть удлиненной руки женщины, охватившей острое плечо, непомерно увеличена, но именно ею подчеркивается внутренняя сосредоточенность полностью ушедшего в свои мысли человека. Все эти отступления от анатомических закономерностей подчинены здесь стремлению выявить внутреннюю суть созданного образа. В дальнейшем эта живая эмоциональность, страстное проникновение, угадывание страдания человеческой души уходит от творчества Пикассо. Он обращается к разработке чисто формальных проблем, Он схематизирует, упрощает объемы, деформирует предметы в поисках уже не драматической, а только пластической выразительности (натюрморт   «Бидон   и   миска»).

Здесь Пикассо вступает на тот сложный и противоречивый творческий путь, который оказал такое огромное воздействие на современных ему зарубежных художников и ясно выразил общий кризис художественной культуры западных стран в XX столетии.


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *