Главная >> Истории из жизни >> Легенды и притчи >> Новый художественный метод

Новый художественный метод

Многие художники, пытаясь найти свой поэтический идеал в жизни, обращаются к русской природе. Поэтически одухотворенная природа, гармоническое слияние человека и окружающего внешнего мира становятся темой работ А. Васнецова, А. Архипова, А. Степанова, С. Жуковского и других. В произведениях замечательного мастера М. Нестерова красота русской земли дает человеку покой и умиротворение.

Одним из завоеваний искусства этого времени стало умение передавать изменчивость природы: игру солнечных лучей, трепет листвы, движение теней, вибрацию воздуха. Это позволило воспроизводить природу еще живей и правдивей, чем раньше. Новый художественный метод возник во Франции в 1870-е годы и получил название «импрессионизм» (от французского слова, означающего «впечатление»). В России он получил распространение лишь в конце XIX – начале XX века.

Импрессионисты стремились к передаче мимолетности случайного,   оптического    впечатления.    Ограниченность их метода состояла в отказе от всяких попыток осмыслить действительность с точки зрения морально-этической,  социальной  и даже эмоциональной.

Смотреть на видео подборку картин художника импрессиониста Клода Моне

В русском искусстве ближе всех к импрессионизму подошел Константин Коровин, превосходный пейзажист. Серебристые гаммы его северных пейзажей оказали влияние на многих современников.

Многие художники в поисках красоты и поэзии, не находя их в современной им действительности, обращаются к прошлому вслед за мастерами «Мира искусства» – идейно-художественного объединения, возникшего на рубеже XIX-XX веков. Ведущие представители этого объединения – А. Бенуа, К. Сомов, М. Добужинский Е. Лансере, Б. Кустодиев, А. Головин, Л. Бакст. Источником их вдохновения чаще всего становятся Версаль XVII века, Петербург времен Петра I, старая Венеция. Художники «Мира искусства» умеют донести очарование ушедших эпох, сохранить их своеобразный аромат. Различна степень ценности их идеалов для настоящего.

Легко обнаружить связи между исторической живописью «Мира искусства» и историческими картинами Н. Рериха, А. Рябушкина, С. Иванова, В. Серова. Объясняется это не только влиянием «Мира искусства», но главным образом сходностью задач, выдвинутых временем. Все эти художники стоят перед проблемой поисков положительного. Рябушкин и С. Иванов ищут его в красочном и поэтическом быте старой допетровской Руси. Рерих романтизирует в своем искусстве древнюю историю.

Ярче всего напряженные поиски смысла бытия, лежащие в основе искусства этой эпохи, отразились в творчестве М. Врубеля. В своих тревожных и таинственных полотнах он, как никто другой, сумел сказать об одиночестве человека во враждебном ему мире, о его тоске по гармонии и ясности жизни. В его искусстве полней всего отразилась ненависть к пошлости окружающего мира, ощущение гибели этого мира, смутное предчувствие нового. Смыслом искусства для Врубеля было «будить душу от  мелочей  будничного  величавыми  образами!» Воспользовавшись словами поэта Андрея Белого о людях рубежа веков, можно сказать, что вырождение и возрождение борются в душе Врубеля. Его искусство несвободно от налета болезненной изысканности, усталости, опустошенности, потому что, предугадывая гибель ненавистного уклада, художник как бы ощущает и себя его частицей.

Против усталости, оранжерейной изнеженности искусства, стоящего на переломе между прошлым и будущим, восстают художники нового поколения – М. Сарьян, И. Машков, П. Кончаловский и другие. Их работы – это реакция на рафинированный эстетизм и стилизаторство «Мира искусства», на всякого рода мистико-символистические течения, а также на пассивную созерцательность импрессионизма. Молодые художники,оставаясь в стороне от больших социальных вопросов современности, все же борются за искусство активное и жизнеутверждающее, пишут свои картины «весомо, грубо, зримо», утверждая в них здоровое, радостное начало.

Многие из художников этого поколения, после революции, становятся видными мастерами советского искусства, осуществляя тем самым преемственность двух эпох.

Сложным и противоречивым был в искусстве период 1890-х-начала 1900-х годов. Различные творческие индивидуальности, направления, группировки возникали, развивались, гибли. Но наиболее здоровое, в них вносило свою большую или малую лепту в русскую культуру. Многое в искусстве этого времени пленяет нас своей поэтичностью и высокой духовностью, стремлением к философскому осмыслению вечных вопросов, сочетанием глубокого интеллектуализма и чувственной влюбленности в жизнь…

Смотреть на видео подборку картин художника импрессиониста М. Шемякина


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *