Великая мать

Не будем забывать, что в эпоху палеолита мысль развивалась тысячелетиями. Ее многообразие поражает. В основе строения мира – иерархия сил, сначала животных, а затем и человеческих. Верховная власть как бы делится между могучими животными, царящими над лесом или джунглями, и богиней, женщиной-матерью. Воззрения о ней можно кратко обрисовать следующим образом:

–          матери ведают охотой и продолжением рода;

–          их функции многочисленны, поскольку в их ведении не только плодородие, но и плодовитость. Они стражи и покровительницы всего, что относится к продолжению рода и сохранению его биологической мощи, движущая сила наследия первых сообществ людей вида sapiens sapiens;

–          в религиозной терминологии – священный брак – главное проявление той самой силы, которую они олицетворяют. Причем если богиня изображается в человеческом облике, то ее партнеры – нет.

–          владычицы воспроизводящих сил человечества неизбежно оказываются также владычицами сил, оберегающих мертвых, их останки и их могилы. Мало-помалу людским упованиям открывается настоящий потусторонний мир;

–          Великая Мать царствует также над светилами и их круговоротом, будь то Солнце, Луна, самые заметные звезды или планеты. Составляется лунно-солнечный календарь, который берет в расчет все доступное наблюдению и, вероятно, позволяет установить циклы повторяющихся событий.

Таковы первоначальные боги, которым приписывалась сверхъестественная власть над природой (вернее, их отождествляли с этой высшей силой). Это простейший политеизм, сложившийся вокруг стихийных сил реального мира благодаря работе воображения. Он наилучшим образом отвечал нуждам выживания первоначально беспомощных человеческих групп, в нем находила прибежище вера в высшие силы, которые представлялись по сути своей благосклонными, способными привнести в мир некий костяк, разумную гармонию.

Самые примечательные достижения в этом величайшем усилии разума – это, во-первых, возможность абстрагировать божественные силы, в частности богинь-матерей, которые отделяют понятие плодородия от образа плодовитой женщины и замещают образ абстрактным понятием. Во-вторых, это решающее значение священного брака – асимметричного действа, где женский элемент берет верх над мужским в строении идеального мира.

Итак, открывается целый мир метафизического мышления и религиозной культуры, отвечающей насущным потребностям полной опасностей жизни в лесу, а также жизни в обществе. Об этом можно много говорить (мы еще вернемся к роли мифа), но главное о зарождении и становлении политеизма сказано


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *