Главная >> Истории из жизни >> Легенды и притчи >> Творчество Михаила Александровича Врубеля

Творчество Михаила Александровича Врубеля

О сложности творчества Михаила Александровича Врубеля (1856-1910) всегда бывает много разговоров. В залах музеев его фантастические полотна, загадочные акварели, напряженные по форме рисунки приковывают внимание зрителей. Врубель остается совершенно непохожим на других художников, но вместе с тем любимым и привлекающим к себе.

Врубель был выдающимся русским художником конца XIX века. Если Репин обращался к социальным темам и критически оценивал современную ему действительность, если Серов в своих острых, беспощадных портретах обличал мир аристократов и буржуазии, то Врубель, как бы отстранялся от повседневной жизни; неудовлетворенный, непримиримо относящийся к ней, он искал свободы в мире сказок и мифов. И хотя он не принимал участия ‘в политической борьбе народа, но грубый произвол и насилие царских властей вызывали в нем протест и возмущение. Художник страдал от собственного  одиночества.  Болезненное,  надломленное творчество   Врубеля   формировалось   в   обществе накануне его катастрофы.

Врубель остался для нас страстным, бунтующим ради добра и света художником, великолепным сказочником, мощным живописным талантом. Все его творчество основано на глубочайших традициях реализма.- Художник с ранних лет воспитывал-в себе «живое отношение к природе». Глубина и всесторонность его искусства порождены упорным, настойчивым изучением натуры. Для содержания своих картин он всегда находил соответствующую их темам форму.

Еще в раннем рисунке «Прощание Анны Карениной с сыном», выполненном до поступления в Академию художеств, Врубель предвосхищает особенности своего творчества. В драматическом образе Анны Карениной есть надломленность, душевный надрыв. Художник создает выразительный рисунок, быстрыми перовыми штрихами достигает напряженности, передает мучительность происходящего события. В Академии художеств, Врубель, был учеником выдающегося русского педагога П. П.” Чистякова. Он отлично постиг его педагогическую систему, и уже в те годы завоевал известность как великолепный рисовальщик и акварелист.

В 1884-1889 годах Врубель работал в Киеве, создавая эскизы для росписей Владимирского собора. Выполнить эти росписи ему не удалось, так как он нарушил церковные каноны, и эскизы были отвергнуты. Имея призвание к монументальному искусству, Врубель оказался лишенным возможности осуществить свои грандиозные замыслы. Могучий талант декоративного живописца он мог проявить только в станковой живописи. В Киеве художник написал прекрасный портрет «Девочки на фоне персидского ковра» (1886 г.,   Киевский   музей   русского   искусства).

Хрупкая, с темными глазами девочка изображена среди дорогих ковров, шею ее украшают нити жемчугов. Изысканная обстановка, большие задумчивые глаза девочки, коса, спадающая по плечу, цветок в безвольно опущенной руке -всеэто, насыщенное по цвету и темпераментное, вызывает чувство тревожности.

С переездом Михаила Александровича Врубеля в Москву началась пора зрелости его таланта.

У художника появляется навязчивая, подсказанная ему поэмой Лермонтова, тема. Он работает над образом Демона, мятежный, протестующий дух которого преследует воображение художника. В картине «Демон» (сидящий) (1890 г., Государственная Третьяковская галерея) Врубель изображает Демона юным, прекрасным и обладающим сверхчеловеческой силой; он сидит стиснув колени, и, кажется, что если встанет, то разорвет сковывающие его тесные рамки картины. Он будто высечен из камня, подавляет в себе страдания, скорбь, он одинок и ничего не в силах дать людям. Неприступны громады гор, фон весь как бы состоит из причудливых, сверкающих кристаллов. Много раз варьирует Врубель образ Демона, то сокрушенного, то протестующего.

В 1890-1891 годах художник М. А. Врубель принимает участие в издании иллюстрированного собрания сочинений Лермонтова к 50-летию со дня смерти поэта. Его рисунки к поэме «Демон» равнозначны по мастерству стихам Лермонтова; редко можно найти такое блестящее истолкование мысли поэта, воплощенной изобразительными средствами. Врубель полностью вживается з замысел поэмы, и его истолкование остается бесспорным и гениальным. Рисунки выполнены черной акварелью, с применением белил, и так богаты в тональности, что смотрятся, как подлинная живопись. Штрих рисунка подвижный,   взволнованный.   Прекраснаакварель «Пляска Тамары», которая передает ощущение быстрого танца, музыки и напряженности. Безукоризненно правильный рисунок воссоздает быстрые движения и темперамент партнеров. Огромная и мрачная фигура Демона воспринимается как зловещая тень, появившаяся чтобы омрачить веселье. «Скачущий всадник» поразителен изображением бега коня, несущего мертвого жениха Тамары. Этот бег неукротим, все как бы сдвинуто, стронуто в рисунке, смелость ракурсов оправдана и убедительна. Акварель «Тамара и Демон» передает содержание трагической исповеди Демона. Страстно его лицо, резки его сильные движения. Его слова пробуждают у сметенной Тамары сострадание и любовь к отверженному Демону. Акварель «Тамара в гробу» поэтична и трогательна, средства выражения скупы и просты, мастерство художника безупречно. Суровая природа Кавказа, тревожная жизнь горцев, романтический характер юношеской поэмы Лермонтова «Измаил-Бей» чувствуются в иллюстрации «Прощание Зары с Измаилом».

В своих картинах Михаил Александрович Врубель избегает внешнего обстоятельного рассказа.

Он убедительно объясняется средствами живописи. Его панно «Испания» – художественное истолкование душевных черт народа. Красивая, гордая женщина, с горящими черными глазами, сдерживает гнев и страсть. Между мужчинами готова вспыхнуть ссора. Все полно напряжения, цвет эмоционален.

В другой не менее драматичной картине «Гадалка» (1895 г., Государственная Третьяковская галерея) женщина с беспокойным блеском огромных черных глаз пытается узнать свое тревожное будущее. Она изображена на фоне ковров, беспокоен их узор, перед ней разложены карты, их значение зловеще. Трудно уйти от подстерегающих ударов судьбы.

В 1898 году художник М. Врубель пишет портрет жены артистки Н. И. Забелы-Врубель. Он исполнен в свободной манере, легко и жизнерадостно. Образ Забелы-Врубель часто повторяется в творчестве художника. Иногда он изображал ее в тех ролях, которые она исполняла. В 1890-е годы он был особенно увлечен музыкой и театром. Тогда возникла картина «Царевна-Лебедь». «У меня сказка – так сказка»,- писал художник. Женственна и поэтична царевна, она плывет навстречу неведомой судьбе. В сумеречном освещении, в колорите картины много тревожной и неизъяснимой прелести.

Красоту родной природы Михаил Александрович Врубель чувствовал необыкновенно.

Знакомые всем виды он очеловечивал и насыщал поэтической сказочностью. Картина «Пан» – воплощение природы, ее олицетворение. Старое, морщинистое лицо Пана с добрыми голубыми глазами оттенка глубоководных озер, березки, ущербная луна на горизонте, свирель в опущенной руке – все это единое целое в картине, и сам Пан как бы возникает из большого мшистого пня. Великолепна также картина художника Врубеля «К ночи», где опоэтизирована природа Украины. Душный поздний вечер, воздух как перед грозой; точно свечи горят крупные шапки цветов чертополоха. Небо лилово-синее; вдалеке вспыхивают зарницы. В траве, как огромные глыбы, ворочаются красные кони, а фигура пастуха подобна сказочному полевику.

К последним годам жизни, когда художник Врубель тяжело заболел, относится его замечательный рисунок «Дворик зимой», выполненный с натуры из окна больницы. В 1904 году исполнен им карандашный «Автопортрет», где при внешней собранности, выразительности, величественности позы ощутимо беспокойство, настороженность и нервозность художника.

Путь художника Врубеля был сложен и труден. Творчество его не сразу было принято. Слава пришла к нему поздно. Всю жизнь он сильно нуждался. В своих картинах, прибегая к символам, он сумел отразить неудовлетворенность жизнью на рубеже века.

Для нас он остается дорог, как художник, стремившийся к той красоте, которая возвеличивает человека. Замечательный декоративный мастер, блестящий колорист и рисовальщик он составляет гордость русской художественной школы.


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *