Главная >> Истории из жизни >> Легенды и притчи >> Творчество Константина Аполлоновича Савицкого

Творчество Константина Аполлоновича Савицкого

Творчество Константина Аполлоновича Савицкого сыграло важную роль в развитии передового русского реалистического демократического искусства. Близкий друг Репина, Крамского, Поленова, Шишкина он был одним из самых активных и последовательных членов Товарищества передвижных художественных выставок.

Савицкий родился в 1844 году в городе Таганроге, в семье врача. С ранних лет проявилось у него необыкновенное стремление к рисунку и живописи. В 1862 году он поступает в Академию художеств и уже в студенческих работах зарекомендовывает себя талантливым художником, остро воспринимающим современную ему действительность. Савицкий тесно сближается с прогрессивными,  настроенными художниками. Сознание своего гражданского долга, стремление к демократическому искусству, близкому и понятному народу, становятся определяющими в развитии всего его творческого пути.

Показанная на III передвижной выставке в 1874 году первая картина Константина Аполлоновича Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге» привлекла к себе внимание актуальностью темы, неприкрашенным, социально-заостренным показом действительности. В этом произведении Савицкий первый в русском искусстве наглядно показал бесправие рабочих, их рабский и жестокий труд. Художник запечатлел типические образы людей, измученных непосильной работой, постоянными жизненными невзгодами, но полных внутренней жизни и человеческого достоинства. Рабочим, которым горячо сочувствует автор, противопоставлены тупые и жестокие эксплуататоры. Картина, купленная с выставки Третьяковым, принесла Савицкому признание и широкую известность. Художник был принят в Товарищество передвижных художественных выставок; средства, полученные за картину, дали ему возможность совершить поездку за границу и познакомиться с лучшими образцами мирового классического искусства. Однако он пробыл за границей недолго. Новые течения западноевропейской живописи не отвечали народно-демократическим настроениям художника. Возвратившись на родину, Савицкий с увлечением отдается творческой работе, находит важные и интересные темы. До конца жизни он остается последовательным реалистом, всегда прогрессивным в освещении вопросов современности.

Одно из лучших полотен художника Константина Аполлоновича Савицкого – «Встреча иконы» (1878).

В этой, казалось бы, несложной по содержанию сцене встречи крестьянами иконы художник сумел широко показать типическую жизнь русской деревни. Сатирическим образам попа и дьячка, сопровождающих икону, противопоставлены положительные образы крестьян. По мнению Стасова, жизненность содержания, глубокая характеристика типов и образов в картине «делают ее одним из самых значительных и важных созданий новой русской школы». Картина отличается и высокими живописными достоинствами: хорошо передано настроение осеннего пасмурного дня, воздушность среды; мягкая приглушенная красочная гамма объединяет все произведение.

Широтой показа народного характера отличается картина Константина Аполлоновича Савицкого «На войну!»

Это произведение – плод многолетнего труда художника (1880- 1887). Бытовая сцена прощания солдат со своими близкими на станции железной дороги, перерастает здесь в волнующую народную драму. Все в картине полно движения, жизни, напряжения: здесь и ухарская пляска, и прощальные объятия, и горький плач, и крик отчаяния. Привлекает глубиной и искренностью чувств, сцена прощания пожилого солдата со своей семьей; полна глубокого драматизма группа в центре, где женщина в отчаянии простирает руки к уводимому мужу. Только фигура рослого мужественного крестьянина, облокотившегося на телегу, не участвует в общем движении; он словно задумался над смыслом происходящих событий.

Образ глубоко задумавшегося человека, как символ пробуждающегося народного сознания, характерен для многих картин Савицкого. Особенно полон внутреннего напряжения, силы, воли образ бурлака в картине «Крючник». Это человек, полный собственного достоинства, готовый к борьбе, уверенно смотрящий в будущее.

Революционные настроения были очень близки Константину Аполлоновичу Савицкого.

Неслучайно, он еще в студенческие годы слыл «неблагонадежным». «Бунтарский» дух художника проявляется и в таких работах как «Поймали» (1883), заставляющей зрителя задуматься над судьбой героя и его семьи, и еще более в картине «Спор на меже» (1897), показывающей столкновение крестьян с помещиками. Последнее произведение явилось непосредственным откликом художника на крестьянские волнения, распространившиеся в России в эти годы. Революционными настроениями проникнута и картина «В ожидании приговора суда» (1895).

Савицкий был большим мастером тематической картины. Знание современной ему жизни, постоянные жизненные наблюдения помогали ему создавать глубоко содержательные произведения, запечатлевать правдивые художественные образы. Он много работал с натуры, находя в окружающей среде выразительные характеры и типажи для своих будущих композиций. Всесторонне показывая крестьянскую жизнь, художник вскрывал многие ее теневые стороны. Какой остроты, например, полна характеристика образа старухи в картине «С нечистым знается». Только художник, близко знавший жизнь деревенской глуши со всеми ее безрадостными подробностями, мог с такой огромной силой обличения воспроизвести темный мир крестьянской знахарки.

Произведения Константина Аполлоновича Савицкого разнообразны и по содержанию, и по характеристике образов.

Так, обращают на себя внимание ранние работы художника, явившиеся следствием заграничных поездок; например, картины, посвященные жизни рыбаков в Нормандии. Интересна также выразительностью характеров и типов картина «Путешественники в Оверни» (1876), в которой, жизненно-наблюдено переданы фигуры путешествующих иностранцев, и мастерски показан горный пейзаж.

Человек большой культуры, богато одаренный Савицкий занимался не только живописью, но и графикой: офортом, литографией, акварелью. Им создано большое число иллюстраций к произведениям Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Крылова. Много сил отдал Савицкий преподавательской работе сначала в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а потом в Пензенском художественном училище, где был директором и преподавателем. Умер К. А. Савицкий в 1905 году.

Замечательные произведения художника-реалиста, горячего патриота, в которых нашли свое отражение самые животрепещущие вопросы общественной жизни второй половины XIX века, оказали  благотворное  влияние на развитие дореволюционного и советского искусства.

Смотреть на видео про художника К. А. Савицкого


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *