Главная >> Истории из жизни >> Легенды и притчи >> Искусство эпохи Возрождения

Искусство эпохи Возрождения

Искусство эпохи Возрождения в Италии проходит в своем развитии несколько этапов, из которых пятнадцатое столетие, или кватроченто, обладает своим особым притягательным обаянием. Его смысл состоит в той радости творческого первооткрытия, которая лежит в самой основе этого искусства и придает ему такую ошеломляющую свежесть и силу художественного воздействия. Его пафос заключается в той целеустремленности, с которой оно направлено к человеку, единственно ради него самого, будучи агитационно в самом высоком значении этого слова. Опрокинув все традиционные представления средневековья с дотоле невиданной решительностью, искусство кватроченто обратилось всем строем своих идей к людям с призывом осознать земные, истинно человеческие ценности, нравственные, этические, эстетические, не испытывая рабского страха при мысли о вездесущем и наказующем божестве.

Эпоха нового светского мировоззрения, названная Возрождением

Она сменила собой тысячелетнее безраздельное господство церкви во всех областях духовной деятельности человека в средние века. Ее экономическими предпосылками было зарождение буржуазных отношений в обществе, бурное развитие городов в Европе с их торговлей  и  ремеслами,  появление  мануфактур.  Самигорода входили в систему феодального подчинения, но после кровопролитных многовековых битв, многие из них, добыли себе вольности, право на самоуправление и независимость. Психология и мировоззрение городского жителя постепенно становятся резко отличными от представлений крестьянина, находящегося в плену феодальной зависимости. Широкие торговые связи горожан, путешествия в дальние страны, расширяют их кругозор, производство, пусть еще ремесленное, толкает, на разного рода, изобретения, усовершенствования, на занятия науками. Появляется новый класс – буржуазия напористый и смелый, который в те времена героически выполняет свою прогрессивную миссию.

Ярче всего это проявилось в Италии, ставшей классическим очагом ренессансной культуры. Уже с XIII века в Италии все большее значение стали приобретать города, где все управление постепенно сосредоточивалось в руках городских выборных органов. В пятнадцатом столетии после долгой борьбы большую власть в городах захватывают богатые семьи, такие, как Медичи во Флоренции, Висконтив Милане, Эсте в Ферраре, Монтефельтро в Урбино. Однако им все время приходится удерживать свое влияние деньгами, хитростью и силой под нажимом других богатых семейств города и городской бедноты. Тем не менее, несмотря на сложность и подчас драматизм политических ситуаций, итальянские города стали создателями новой гуманистической культуры. В основе этой культуры лежала впервые осознанная мысль о красоте и радости земного существования человека. В своих теоретических трудах, стихотворениях, поэмах ученые-гуманисты и поэты того времени с равным восхищением писали о великом достоинстве человека, творца своей судьбы, обладателя активной энергии и сильной воли. Свое высшее воплощение гуманистические идеи эпохи Возрождения нашли в архитектуре, скульптуре и живописи.

Смотреть на видео художники эпохи Возрождения

Искусство кватроченто привлекает своим ярко выраженным   демократическим  характером,  особенно в первой половине века. Оно выросло из недр городской народной массы. В сложении специфических черт этого искусства немалую роль сыграла античность, памятники которой были повсюду в Италии, но только в эту эпоху обратили на себя должное внимание.

В античном наследии деятели эпохи Возрождения искали

Той внутренней опоры, которая была им необходима для утверждения собственных мировоззренческих основ. Кроме того, в античности писатели, ученые и художники Ренессанса находили близкий им по духу метод освоения мира на основе разумного познания. В восхвалении гармонии, разума, божественной природы и красоты человека проявились совершенно новые этические и эстетические идеалы, полностью противоположные мрачному аскетизму средневекового мышления. Под воздействием новых идей даже христианская религия меняет свой характер. Папы и кардиналы оказывают покровительство художникам, которые открыто провозглашают светские реалистические принципы своего творчества. Религиозные темы и сюжеты лишаются в художественных произведениях прежнего таинственного мистического смысла. События евангельских и библейских легенд трактуются как реальные сцены живой действительности. В этом находит выход поистине удивительная, страстная потребность мастеров кватроченто запечатлеть окружающую их жизнь, которую они находят прекрасной. Мы можем наблюдать две тенденции в искусстве, которые часто сплетаются воедино,- с одной стороны стремление к обобщению, нахождению типических черт явления, с другой – неуемное желание воспроизвести видимый мир в его богатстве и разнообразии, в деталях и частностях.

Для живописного воплощения видимого мира понадобилась совершенно иная система художественных средств, о которой средневековье даже не подозревало. Художниками овладевает жажда изучения, познания мира, они становятся настоящими учеными. Изображение человека опирается отныне на твердое знание анатомии, строения его тела. Чтобы передать движение фигуры, тщательно изучается механизм действий тела, изменение положения отдельных частей в зависимости от других. Наконец, Брунеллески, Альберти и другие мастера заняты разработкой основ перспективы, создавая на плоскости иллюзию трехмерного пространства и предметов, в нем расположенных. Более того, они открывают также законы воздушной перспективы. Для этого нового реалистического искусства огромную роль сыграло изобретение техники масляной живописи, позволившей передать фактуру предмета, его строение и окраску в малейших характерных нюансах. Одной из ведущих проблем в живописи становится передача света, освещенного пространства.

Обращение к реальности вызвало к жизни не только сложение нового языка искусства, но и появление живописных жанров, среди которых одно из важных мест занимает портрет.

Общественное содержание искусства кватроченто ярче всего нашло выражение в монументальной фресковой живописи. Но вместе с тем возник новый станковый вид живописи, имевший огромное значение для ее последующего развития.

Пестрая картина социально-политического устройства областей и городов Италии привела к появлению местных художественных школ.

Важнейшими культурными центрами кватроченто стали города Северной и Средней Италии. Самый крупный из них -Флоренция-дал целое созвездие гениев-Мазаччо, Донателло, Пьероделла Франческа и Боттичелли. Из других городов и областей следует выделить Рим, Умбрию, Феррару, Падую и Венецию.

Смотреть на видео культура эпохи Возрождения


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *