Боги служат людям

Итак, появившиеся боги до известной степени ослабили драматизм тех испытаний, которым подвергается человек, и побудили его к преодолению этих испытаний. Сфера деятельности богов, очевидно, зависит от того, врешении каких проблем они помогают человеку, а проблемы эти очень разные и, в свою очередь, зависят от места и времени. Поэтому необходимо хотя бы в самом общем виде представить себе, как развивался пантеон лесных племен.

Нередки случаи, когда сталкиваются две более или менее развитые системы политеизма; классический пример такого столкновения – греческая религия, где представлено диковинное многообразие богов. В ней сохранились критские божества (Гера – женское начало, покровительница плодородия), но также и Зевс, чисто индоевропейский по своему имени, по своим функциям владыки и громовержца. К его образу привились побеги, принадлежавшие к двум разным системам, что придало очень яркую окраску данному персонажу, который отнюдь не является единым.

Такое сочетание двух божеств, двух божественных систем называется синкретизмом. Нет ни одной религии, где он не проявлялся бы как мощный усилитель религиозного чувства.

Боги политеизма родились, чтобы сослужить людям величайшую службу. Люди были бы бессильны без богов, то есть без невидимых высших сил, которые помогают им и уберегают их от постоянных опасностей.

Образуются целые сонмы богов, и у каждого своя область деятельности. Божество плодородия отвечает за продолжение рода; есть боги рыбной ловли, охоты, есть даже более отвлеченные божества, которые определяют земные пути по путям небесным. Человек умеет все больше и больше, он все лучше пользуется своим разумом, окрепшим при переходе от sapiens к sapiens sapiens и обогащенным коллективным опытом.

Кто выигрывает от сотворения богов? Конечно, люди. Человеческие сообщества развиваются, усложняются и мало-помалу готовятся к новому образу жизни, связанному со скотоводством и земледелием. Я решительно настаиваю на том, что это творение носило коллективный характер, даже если отдельный человек пользовался его плодами в своих личных целях. Ничто так не отвечает нуждам все более расширяющегося общества, как религия. Это область совместного творчества, результаты которого полезны всем. Роль мифов, фантастических историй, которые дают ответы на вопросы человечества, стремящегося охватить в одном повествовании происхождение Вселенной, богов и людей, состоит в том, что с их помощью создаются культурные ценности. Без творческой силы мифа, этого поистине божественного орудия прогресса, история стояла бы на месте. Возвращаясь к предыдущей теме, следует подчеркнуть, что в мифах участвуют не только одушевленные существа, но также и абстрактная сила плодородия, представляющего собой инстинкт продолжения рода; передавая из поколения в поколение мифы, а значит, знания и опыт, люди осуществляют связь поколений.

Все, что накопил Homo sapiens sapiens, развилось и созрело в следующие тысячелетия – в эпоху неолита и бронзы. Произошло колоссальное событие, неолитическая революция: открытие скотоводства и земледелия дало человеку новые способы добывать пищу, изготавливать одежду, обувь, глиняную утварь. Но кроме того – появляется новая религия. Палеолитические богини-матери становятся владычицами растительных сил, и их власть распространяется на плодородие, на вечную жизнь, то есть пребывает, так сказать, вне времени. Они ведают вечным круговоротом произрастания и размножения. Потомки могучих палеолитических богинь представлены бесчисленными изображениями. В Месопотамии их лица украшали зернами пшеницы – прекрасный символ власти, которая простирается на вечную жизнь, представляющую собой естественное продолжение жизни на земле. Переход к оседлости позволяет воздвигнуть множество святилищ, где можно приносить в дар божествам статуэтки или фрески, такие, как знаменитые фигуры в большом городе Чатал-Хююк (Южная Турция), где находят изображения не только триад (богини – мать и дочь – и божественное дитя), но также и быка, который на протяжении стольких тысячелетий служил спутником супругом Матери. Основополагающая сила мифа особенно живо проявляется в этих божественных триадах, которые обнаруживаются и в эпоху бронзы, и даже в Греции периода расцвета полисов.


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *